Размер шрифта  
A
A
A
Цвет сайта  
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл

Писал солдат с войны...

Холманских Федору Афанасьевичу посвящается

Авторы: мастер аварийно-диспетчерской службы филиала в г. Котельниче Юрий Ульянов и его дочь Елена Ульянова


 

 

26 июня 1915 года в деревне Малашонки родилась Холманских Зоя Ильинична. Полгода с матерью Анастасией Афанасьевной жили без отца. Илья Алексеевич, председатель колхоза, еще до рождения дочери попал в плен в Германии. Растить дочку Анастасии Афанасьевне помогали ее родители: Анна Дмитриевна, Афанасий Прохорович и мать Ильи - Марфида Степановна. Зоя вспоминает, как, будучи еще совсем маленькой, она и вся деревенская ребятня собирали "лодыжки" от зарезанных овец. "Особенно интересно, - рассказывает она, - было строить из них домики с дверями, окнами и другими причудами". Но долго перебирать фигурки не приходилось, вся деревня от мала до велика была занята важнейшими делами: сбор и посадка урожая, удобрение почвы, заготовка сена, уход за скотиной. Как и все деревенские ребята, с ранних лет Зоя со своими сестрами Натальей и Катериной работали, не покладая рук. Удалось закончить только 2 класса сельской школы. Надо было работать.

Весной 1938 года сестры отправились в единственный местный клуб поселка Кобра. Именно там Зоя повстречала своего мужа Федора Холманских. Из всех девчат именно ее он пригласил на кадриль, а вечером проводил до дома. 6 мая 1938 года в сельсовете Федор и Зоя Холманских зарегистрировались как муж и жена. Поженившись, молодые уехали, как говорит Зоя Ильинична, "на производство" в город Лялю Свердловской области. Через год у них родился сын Леонид. 

Молодая пара: Федор и Зоя Холманских

Но семейное счастье Федора и Зои было недолгим. В первые дни Великой Отечественной воины - 26 июня - Родина позвала Федора на фронт. И начались для Зои Ильиничны тяжелые дни - день за днем, испытание за испытанием. Последние надежды угасли, когда к ней в дом пришла похоронка - 4 февраля 1943 года Холманских Федор Афанасьевич погиб в бою под Ростовом. Место захоронения: Аксакайский р-н Ростовская Область станция Старочеркасская.

Извещение о смерти Федора Алексеевича Холманских

Письма с фронта

В память о Федоре Алексеевиче у солдатской вдовы остались фронтовые письма, хранящиеся уже полвека. Для Зои Ильиничны они были реликвией, единственной ниточкой, связывающей ее с мужем. Сегодня у Зои Ильиничны сохранилась лишь часть писем - многие из них были отданы в музей поселка Кобра, где хранятся до сих пор. Там же - номера местных газет, где публиковались выдержки из писем. По словам Зои Ильиничны, весточек от Федора было много - каждый раз оказываясь на новом месте, он сообщал о себе.

Все письма, полученные от Федора, очень длинные, но прочитать послание довольно сложно: почерк быстрый и непонятный, некоторые буквы имеют особое написание, допущены орфографические ошибки. В письмах Федор обращается к Зое на своем простом языке: "Здорово, моя дорогая Зоя! ", "Горячий привет!", "Добрый день или вечер!"


Одно из писем Федора Холманских к жене

Бумага для писем использовалась в клетку или линию. Ее цвет был темным, на сгибе видны отверстия от скрепок. Федор писал чернилами - размазаны некоторые буквы, на бумаге присутствуют пятна фиолетового цвета. Некоторые письма сложены четырехугольниками: вероятно, они пришли в конверте. Но встречаются и письма в виде треугольников, на них подписан адрес и поставлен штамп. Единственное письмо, сохранившееся в оригинале - это послание из Ижевска.(Обратный адрес: г.  Ижевск, п/я № 87/83, Холманских Ф.А.). Все письма имеют дату отправления. 

Содержание каждой весточки очень богатое, в них описано все: быт солдат на фронте, их отношение к воине. Каждое послание начинается с приветствия всем родным и друзьям: "Спешу передать дорогому тестю Илье Алексеевичу и дорогой теще Анастасии Афанасьевне свой горячий привет и желаю самых наилучших успехов в вашем здоровье и жизни".

При отъезде Федора Алексеевича их сын Леонид тяжело болел. И в письмах отец интересуется его здоровьем: "Зоя, я настолько доволен Вашим письмом, где я дочитался до тех твоих слов, которые говорят о том, что сын Леня снова становится бойким, откуда я заключил, что здоровьем он поправился. Мне его не видеть будет долго, а могот и никогда, где и спешу поздравить своего дорогова сына Леонида Федоровича с днем Ангела, которому со дня рождения исполнится 2 года по 7 ноября".

Бурлящая ненависть

Федор был патриотом, он переживал за судьбу Родины и это отражается в его письмах:

«Заверяю Вас, Илья Алексеевич, как председателя нашего колхоза и как члена партии в том, что буду драться не жалея себя, не жалея своей крови, буду еще упорнее стоять в горячих боях до тех пор, пока мое сердце бьется в груди» (9.02.42).

В другом письме читаем: «Я обязан всей стране, всему народу, обязан защищать землю свою от фашистских варваров. Убьют меня в бою горячем - значит судьба моя такая. На то и война. А лозунг наш таков: победа или смерть"(20.05.42).

В письмах Федор не описывает подробно, что солдаты испытывали к немцам. Он лишь несколькими, но яркими фразами, высказывает свою бурлящую ненависть: «...Лично в упор убил четырех фашистских гадов, которые больше не ползут по нашей земле» (нет даты).

«... И снова придется ехать на поле боя, сражаться с коварным врагом» (12.10.41).

«... Артиллеристы угощают перед боем немчуру, кровожадных собак, которые оккупировали многие страны» (11. 06. 42).

«... Я способен беспощадно громить немецких озверелых собак кровавого фашизма» (нет даты).

Военные курсы. Госпиталь

В сентябре 1941 года Федор получает ранение и его отправляют в госпиталь. Оттуда он выписывается 10 сентября 1941 года и его направляют в батальон выздоравливающих, но там Федор Афанасьевич находится очень недолго, решив пройти курсы младших лейтенантов. "Направили меня на курсы младших лейтенантов, где уже проучился почти месяц, еще осталось учиться поболе месяца, так что скоро нам будет выпуск, после чего буду работать самостоятельно", - писал Федор.

После окончания курсов за успехи в боях Холманских Федор Афанасьевич получил звание лейтенанта. Ему выдавали зарплату от 120 до 2000 рублей, большую часть которой он отсылал родственникам. "Я постараюсь послать 120 рублей", "Выслал вам по почтовому переводу 1400 рублей". В этом чувствуется его забота о семье, желание помочь.

Из писем узнаем стоимость некоторых продуктов в то время: "..мясо от 30 до 40 рублей, молоко 35 рублей четверть, яйца 22 рубля десяток. Масла не встречал. Табак самосадка - 5 рублей стакан".

В письмах также встречаем краткое описание обстановки, окружающей солдат. В частности, Федор Алексеевич в 1942 году пишет о госпитале, расположенном на станции Парахино около Ижевска. «Лечусь в первом отделении. В палате 7 коек. Тумбочки покрыты чистыми салфетками. Постель всегда чистая - приятно посмотреть" (20.05. 42).

Из этого следует, что несмотря на войну в госпиталях соблюдали чистоту и порядок. Здесь солдаты поправлялись от ран и набирались сил для следующих сражений. "Кормят тоже хорошо - 3 раза в день. На завтрак получаем 30 грамм хлеба. Блюда разные: суп или каша, сыр, масло, сахар. В обед - суп, макароны с мясом или молоко и 200 грамм хлеба" (20.05. 42).

Спасала только любовь

Что чувствовал человек, сражающийся за Родину, наблюдая сцены самых варварских убийств? Об этом Федор тоже писал. Вот цитаты из некоторых его писем:

"Все описать, что видел и что перенес, займет много времени. В последней схватке меня вывело из строя. Я уже прощался с тобой и с сыном и одновременно думал, что умираю за Родину, за наш многочисленный народ" (нет даты).

"Скоро поедем дальше к полю боя, где загрохочут снаряды, гранаты, мины, застрочат пулеметы, загремят танки и мы с криком "Ура! " ворвемся в бой" (05.01.42.).

"Я буду ждать момента, когда разобьем фашиста и закончим воину. Тогда я встречусь с вами, поцелую сына и обниму тебя". (05.01.42)

"Живу в лесу. Лес зазеленел, точно мичуринский сад представляется. Только комаров много. Писать не дают..." (01.06.42).

Письма жены для Федора были источником сил, они помогали ему пережить разлуку с любимой семьей. Одно письмо было для Зои Федоровны особенно ценной реликвией. В нем почти безграмотный деревенский парень изливает мысли с такой же полнотой и красотой, как опытный писатель. Это еще раз доказывает, что Федор сочинял письма одиноким, измучившимся от переживания сердцем.

"...Эх, Зоечка, Зоечка, Вы даже не знаете, как читаю твои письма на фронте! Тут пью каждую букву, не только слово. Пью как человек, которого замучила жажда, и он припал к источнику ртом. И как бывает хорошо, когда этот источник светел и чист. С каждой каплей вливаются свежие силы. А когда отогревается сердце, то шинель, примерзшая к земле кажется теплой. Освежаются чувства и палящая жара переносится легче, усталость смывает, как весенним ливнем. А нет долго письма, за пазуху обида крадется и точит сердце, как червь яблоко. Какие мысли не придут тогда в голову. И эта: с глаз долой - из сердца вон. Забыла, Зоечка, как коротали темные ночки под душистым тополем, как бродили по улицам рука об руку, делясь самым сокровенным, как прощались у ворот. Значит не любила, смеялась, врала, значит ошибся, думаю. Это большое чувство - красивая глубокая дружба, настоящая любовь, которую пронести до конца жизни. Неужели это была пустота? Вот какие обидные и часто несправедливые мысли лезут в голову и никак от них не отмолишься...» (нет даты ).

Совсем немного оставалось до Победы

А это письмо Федор писал, находясь в госпитале: "Зоя, дорогая, о тебе крепко скучаю. Ночи плохо сплю... Выхожу на волю каждый день. Смотрю вокруг. Березы зеленеют. Приятно видеть как трава растет. Погода чудесная стоит и солнце крепко жжет. Я с себя снимаю халат, стелю его и на него ложусь. Под весенним солнцем загораю. Но о тебе все равно скучаю, думаю как твое здоровье, как живешь» (20.05.42).

«В голову лезут мысли о горячих боях, в которых приходилось участвовать, не мало товарищей отдали свою жизнь за нашу любимую Родину. Я тоже не раз находился на краю гибели..»

«Скоро придет тот час, когда мы, красные бойцы, прогоним немецко-фашистскую армию на запад. В этом я уверен».

«Я ни дня не забывал о тебе, вспоминая те часы и даже минуты расставания на станции. Я смотрел на тебя до последней видимости. Конечно, Зоя, всю тоску, все то, что наболело через бумагу не передашь. Но если я останусь в живых то, безусловно, придет золотой час, в который можно будет рассказать обо всем...»  (4.12.42).

На войне Федор был одним из лучших, получал бесчисленные награды и повышения: «Занимаю старую должность. Мне присвоили звание лейтенанта и представили к правительственной награде. Скоро получу орден Красной Звезды. Обо мне, дорогая, не беспокойся, скоро придет конец войне, мы с тобой встретимся и выпьем за разгром немецкой армии и нашу победу» (17.11. 42).

К сожалению, Федор не успел получить заслуженную награду. Через 48 дней он погиб в бою под Ростовом, так и не выпив за победу России... Он сражался, не жалея жизни, и верил в победу Родины. Таких бойцов, как Федор, были миллионы. И смерть любого из них - героический поступок. Благодаря им проигравшая Германия отступила от плана завоевания всего мира.

Памятник "Вечная слава Героям, павшим за свободу нашей Родины 1941-1945 гг.", на мемориальной доске которого упомянут Холманских Ф.А.